Детоксикатор микотоксина

МИКОТОКСИКОЗ У СВИНЕЙ: КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Введение

       Свиньи являются одними из наиболее чувствительных животных к воздействию микотоксинов. Окислительный стресс, вызванный этими метаболитами, вызывает изменения в их микробиоте, которые мешают животным эффективно переваривать пищу, затрудняя усвоение различных необходимых веществ (Grosu et al., 2023). Свиньи страдают от расстройств пищеварения, сопровождающихся рвотой и диареей (Nikolov et al., 2023). Эти симптомы в сочетании с отсутствием аппетита и снижением коэффициента конверсии, приводят к задержке роста (Muñoz-Solano et al., 2024).

       С другой стороны, различные микотоксины могут поражать другие структуры организма, вызывая, среди прочего, респираторные и репродуктивные проблемы. Кроме того, необходимо учитывать, что корма, потребляемые этими животными, могут быть колонизированы различными видами грибов, и эти грибы могут вырабатывать различные виды микотоксинов (Shi et al., 2019). Поэтому часто корма могут быть загрязнены несколькими микотоксинами одновременно (Ruan et al., 2023).

Афлатоксины

       Свиньи очень восприимчивы к афлатоксинам, особенно на ранних стадиях развития. Афлатоксин B1 — самый мощный из них, к которому наиболее восприимчивы моногастричные животные. Острое отравление этим микотоксином может привести к состояниям депрессии и анорексии, при этом наиболее повреждаемым органом является печень (Popescu et al., 2022; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 1. Слева: печень здоровых животных, справа: желтоватая и опухшая печень отравленных животных.

       Присутствие афлатоксинов в кормах приводит к расстройству пищеварения у свиней с такими клиническими признаками, как диарея. Свиньи теряют аппетит и сокращают потребление корма, что приводит к задержке роста, а также к неравномерности веса животных (Zhang et al., 2022).

Рисунок 2. Слева: здоровое животное, справа: задержка роста поросенка, которому в течение 21 дня давали 1 ppm афлатоксинов.

       Мощное гепатотоксическое действие этого микотоксина изменяет иммунный статус животных, приводя их к состояниям иммуносупрессии. У свиней, подвергшихся воздействию этих микотоксинов, иногда наблюдаются нарушения репродуктивной функции, а на фермах может наблюдаться повышенная смертность. Эти метаболиты могут передаваться через молоко во время лактации и попадать к поросятам, которые очень чувствительны к этому микотоксину (Popescu et al., 2022).

Дезоксиниваленол

       ДОН вызывает рвоту и диарею у свиней. Кроме того, этот микотоксин заставляет животных отказываться от корма, что приводит к замедлению роста и нарушает их развитие  (Ogunade et al., 2018; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 3. Рвота.

       Его воздействие изменяет желудочно-кишечный барьер, повреждая эпителиальные клетки и увеличивая их проницаемость, что затрудняет всасывание питательных веществ (Pinton et al., 2009). С другой стороны, он токсичен на уровне печени, вызывая воспалительные реакции и апоптоз, что приводит к состояниям иммуносупрессии (Hasuda et al., 2022).

Рисунок 4. Слева: гистологическое изображение тощей кишки здорового животного, слева: отравленное животное, повышенная проницаемость кишечного эпителия.

       Присутствие ДОН в кормах повышает восприимчивость животных к вторичным инфекциям. Кроме того, при остром загрязнении он может вызывать нервные расстройства, такие как паралич конечностей (Паниссон и др., 2023).

Зеараленон

       Свиньи считаются наиболее восприимчивыми к воздействию зеараленона, особенно самки, которые страдают в основном от нарушений репродуктивной функции (Liu et al., 2020). Это приводит к проблемам с фертильностью, ложным беременностям, реабсорбции эмбрионов, абортам и уменьшению размера приплода (Ogunade et al., 2018; Nikolov et al., 2023).

       Изменения происходят в молочных железах и в развитии плода, что может повлиять на жизнеспособность новорожденных поросят. У некоторых поросят наблюдаются воспаление и отек вульвы, а также случаи синдрома растопыренных ног (splay legs), при котором поросята не способны сохранять нормальное положение на задних конечностях (Ogunade et al., 2018; Nikolov et al., 2023).

Рисунок 5. Отек и покраснение вульвы у поросенка.

Рисунок 6. Синдром раздвинутых ног у поросенка.

       У пораженных свиноматок может наблюдаться опущение влагалища, матки и прямой кишки. Кроме того, наблюдается увеличение размеров репродуктивных органов по сравнению со здоровыми самками (Ogunade et al., 2018; Nikolov et al., 2023).

       В случае с самцами зеараленон вызывает процессы феминизации с такими клиническими признаками, как гинекомастия, что приводит к синюшности и проблемам с фертильностью. С другой стороны, эти микотоксины также гепатотоксичны и генотоксичны для свиней (Nikolov et al., 2023; Trujano, 2021).

Рисунок 7. Гинекомастия у молодого самца.

Охратоксины

       Среди охратоксинов, охратоксин А (ОТА) является наиболее токсикологически значимым микотоксином. Его основное действие заключается в изменении функциональности почек свиней, а также в снижении скорости роста животных (Tassis et al., 2024; Ceci et al., 2007).

Рисунок 8. Поражения почек: увеличение размеров почечной лоханки и гиперемированная кора.

       Повреждение почек, вызванное этим микотоксином, приводит к повышенному потреблению воды у животных и может привести к появлению крови в моче. Кроме того, у животных наблюдается упадок сил, при котором потребление пищи сокращается, что ставит под угрозу их рост (Ceci et al., 2007; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 9. Слева: мочевой пузырь с утолщенной и гиперемированной слизистой оболочкой, справа: утолщение стенки.

       Охратоксины также токсичны для печени и вызывают желудочно-кишечные расстройства. Они вызывают иммунодепрессию у свиней, которые становятся более восприимчивыми к вторичным заболеваниям и инфекциям. Поэтому их присутствие в кормах может привести к увеличению смертности, регистрируемой на фермах (Stoev et al., 2013).

Фумонизины

       Фумонизины оказывают свое основное воздействие на сердечно-сосудистую систему свиней, считаясь основной причиной синдрома отека легких у свиней. Этот синдром вызывает апатию и упадок сил (A) на начальных стадиях, что приводит к серьезным признакам дыхательной недостаточности (B, C, D) и даже смерти (E) (Mallmann et al., 2007; Zeebone et al., 2008; al., 2022).

Рисунок 10. Последовательность клинической картины отека легких у свиней.

Рисунок 11. Слева: здоровые легкие свиньи, справа: отек легких у свиньи.

       Фумонизины также негативно влияют на рост животных. У свиней снижается потребление корма и коэффициент конверсии. У них наблюдаются изменения желудочно-кишечного барьера и дисбактериоз микробиоты, что приводит к таким симптомам, как диарея (Terciolo et al., 2019).

       С другой стороны, эти микотоксины также оказывают токсичное действие на уровне печени и почек, вызывая у животных значительные состояния иммуносупрессии. Липидный обмен у свиней также нарушается из-за структурного сходства фумонизинов и сфинголипидов (Haschek et al., 2001; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 12. Слева: печень здоровых свиней, справа: повреждение печени у интоксицированных свиней.

Микотоксин Т-2

       Свиньи очень восприимчивы к воздействию микотоксина Т-2, который входит в группу трихотеценов. Его воздействие приводит к отказу животных от корма, что влечет за собой задержку в наборе веса. Он вызывает диарею и провоцирует кожные реакции. Контакт с кормом или фекалиями, загрязненными этими микотоксинами, приводит к раздражению таких участков, как морда, уши, область промежности или слизистая оболочка рта (Janik et al., 2021; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 13. Раздражение кожи из-за контакта с загрязненной диареей.

       Кроме того, микотоксин Т-2 приводит к значительным иммуносупрессивным состояниям у животных, поскольку взаимодействует с синтезом белка, что приводит к нарушению клеточных мембран. Он также нарушает кишечный барьер свиней и вызывает воспалительные реакции (Wojtacha et al., 2021).

Заключение

Микотоксины оказывают значительное воздействие на свиней, вызывая серьезные проблемы со здоровьем, ухудшая их производственные показатели и ставя под угрозу их благополучие. Эти вещества приводят к значительным экономическим, медицинским и коммерческим потерям. По этой причине важно разработать эффективные планы и стратегии по борьбе с их воздействием и контролировать их влияние.