Введение
Жвачные животные считаются менее восприимчивыми к воздействию микотоксинов по сравнению с другими животными. Процессы биотрансформации, происходящие в микробиоте рубца, превращают некоторые из этих веществ в соединения, которые менее токсичны для этих животных (Xu et al., 2023). Однако было доказано, что микотоксины по-прежнему оказывают отрицательное воздействие на продуктивность этого вида сельскохозяйственных животных, а изменение среды рубца может препятствовать детоксикации (Álvarez-Días et al., 2022).
Некоторые виды микотоксикозов вызывают острые или хронические заболевания с выраженными клиническими признаками и патологиями. Однако следует учитывать, что они могут вызывать субклинические заболевания или снижение производительности, а также канцерогенные, мутагенные, тератогенные, иммунодепрессивные и эндокринные эффекты, которые трудно диагностировать.
Эти заболевания могут отрицательно влиять на производительность и продуктивность жвачных животных, приводя к репродуктивным проблемам и вызывая состояния иммуносупрессии (Álvarez-Días et al., 2022). Установлена четкая взаимосвязь между присутствием микотоксинов в кормах для молочного скота и отказом от корма, снижением производства молока, диареей и бесплодием (Ismail et al., 2020). Также страдает потомство животных, подвергшихся воздействию микотоксинов. Установлено, что у крупного рогатого скота, подвергшегося воздействию афлатоксинов, потомство более восприимчиво к воспалительным процессам и вторичным инфекциям. Кроме того, этот тип микотоксинов вызывает поражение печени и почек (Álvarez-Días et al., 2022).
Афлатоксины
Афлатоксины представляют высокий риск для жвачных животных, особенно для молочных коров, поскольку доказано, что эти микотоксины переносятся в молоко, предназначенное для потребления человеком или кормления телят (Hernandez-Valdivia et al., 2021). Афлатоксин B1 (AFB1) является наиболее известным представителем этого семейства. Эффекты, вызываемые острым или хроническим воздействием, включают фиброз печени (цирроз) с пролиферацией клеток желчных протоков, мегалоцитоз, а также желчный стаз и геморрагическую печень (рисунок 1). Кроме того, другие исследования задокументировали, как воздействие этого микотоксина может привести к появлению бледно-коричневой текстуры печени (рисунок 2); застойным явлениям в печени и сердце (рисунок 3) и геморрагическим почкам (рисунок 4) (Sajid Umar et al., 2015; Ismail et al., 2020; Álvarez-Días et al., 2022).

Рисунок 1. Желчный стаз и геморрагическая печень.

Рисунок 2. Печень с бледно-коричневой текстурой.

Рисунок 3. Застойные процессы в печени и сердце

Рисунок 4. Геморрагические почки.
Кроме того, AFB1 вызывает иммуносупрессию, что повышает восприимчивость к вторичным инфекциям и может повлиять на производительность (Riet-Correa et al., 2013). Описанные клинические симптомы включают: потерю аппетита, депрессию, диарею (рисунок 5) и носовое кровотечение (рисунок 6) (Sajid Umar et al., 2015; Ismail et al., 2020; Álvarez-Días et al., 2022).

Рисунок 5. Диарея.

Рисунок 6. Носовое кровотечение.
Другие авторы также описывают аборты и повышенную смертность (рисунок 7), а также пролапсы (рисунок 8) (McKenzie et al., 1981; Van Halderen et al., 1988; Felipe Penagos-Tabares et al., 2024).

Рисунок 7. Изображения абортов на 100-м дне (A), 215-м дне (B) и 260-м дне (C) беременности.

Рисунок 8. Пролапс из-за афлатоксикоза.
Зеараленон
Как и у других видов, у жвачных животных зеараленон (ЗЭА) в первую очередь вызывает нарушения репродуктивной функции. Его эстрогенный эффект может вызвать проблемы с фертильностью, воспаление вульвы и изменения репродуктивного цикла (Hartinger et al., 2022). Этот микотоксин также влияет на производство молока, вызывая снижение количества производимых литров, а также ухудшая его качество (Ogunade et al., 2018). Этот микотоксин также может вызывать серьезные проблемы у самцов. Некоторые авторы описывают случаи бесплодия, вызванного его окислительным действием (Liu et al., 2023). Зеараленон также вызывает поражение печени и почек, а также отек легких (Hartinger et al., 2022). Выпадение прямой кишки (рисунок 9), увеличение вульвы и выпадение матки также были описаны у нестельных коров (рисунок 10).


Рисунок 9. Выпадение прямой кишки.

Рисунок 10. Увеличение вульвы и выпадение матки у нестельных коров.
Дезоксиниваленол
Жвачные животные, не страдающие от каких-либо метаболических нарушений или воспалительных процессов, способны нейтрализовать значительное количество дезоксиниваленола (ДОН). Однако микробиота рубца может пострадать в случаях нарушения ферментации, дефаунации или низкого pH рубца (Whitlow and Hagler, 2007). В ситуациях сильного загрязнения корма, длительного воздействия или ослабления защитных функций организма ДОН может снизить потребление сухого вещества, нарушать репродуктивную функцию и изменить иммунную систему (Guerrero-Netro et al., 2021). У телят употребление в пищу корма, загрязненного ДОНом, приводит к снижению набора веса, вялости (рисунок 11) и повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям (например, диарее, рисунок 12) (Panisson et al., 2023; Hasuda et al., 2022; Ogunade et al., 2018; Nagl et al., 2014; Heliez et al., 2009; Pinton et al., 2009; Mallmann et al., 2007).

Рисунок 11. Летаргия.

Рисунок 12. Теленок с диареей.
Токсин Т-2
Токсин Т-2 является одним из самых токсичных микотоксинов для жвачных животных. Зафиксированы цитотоксические и иммунотоксические эффекты, а также нарушения синтеза белка (включая РНК и ДНК), репродуктивной функции и энергетическом обмене. Кроме того, токсин Т-2 может вызывать тремор или паралич задних конечностей (Ogunade et al., 2018; Kemboi et al., 2020). Часто наблюдаются повреждения в желудочно-кишечном тракте (изображения 13–14), кровеносных сосудах и сердце (изображение 15), костном мозге, печени, нервной системе и слизистых оболочках (изображения 16–17).

Рисунок 13. Многоочаговый хронический язвенный абомазит.

Рисунок 14. Острый многоочаговый язвенный абомасит.

Рисунок 15. Сердце с многоочаговыми бледными участками, сливающимися между собой, фиброз миокарда в правом желудочке и верхушке.

Рисунок 16. Многоочаговый некротический и гнойный стоматит, поражающий глотку и язык.

Рисунок 17. Выраженный подкожный отек в области шеи и подчелюстной области, а также некроз мышц.
Фумонизины
Семейство фумонизинов состоит из более чем 30 различных видов, среди которых наиболее изученные действуют в основном путем замещения сфингозина в биологических реакциях, что вызывает сбои в молекулярной структуре (Fink-Gremmels, 2008). Первичные повреждения, по-видимому, возникают в желудочно-кишечном тракте, почках и печени (Hartinger et al., 2022). Кроме того, было описано снижение потребления сухого вещества и повышенная восприимчивость к болезням (Fink-Gremmels, 2008). Фумонизины могут расщепляться в рубце и плохо усваиваются жвачными животными, поэтому такие симптомы, как снижение ферментации в рубце и нарушение микробиоты, более очевидны при высоких уровнях воздействия или совместном воздействии с другими токсинами или стрессовыми факторами (Gallo et al., 2020).
Охратоксин А
Охратоксин А (ОТА) может вызывать повреждение почек и почечную недостаточность (рисунок 18), окислительный стресс и повреждение печени (рисунок 19), а также иммуносупрессию. ОТА может оказывать синергическое действие с ЗЭА, усугубляя вызванные им нарушения репродуктивной функции.

Рисунок 18. Черные, рыхлые и аутолитические почки.

Рисунок 19. Гепатит, печень охристого цвета с повреждением желчного пузыря, перивезикулярная эмфизема.
Алкалоиды спорыньи
Значительные вспышки эрготизма были описаны у крупного рогатого скота и лошадей в 1990-х годах после употребления пшеницы и овса, зараженных Claviceps purpurea (Ilha et al., 2003; Riet-Correa et al., 1988, 2013). У крупного рогатого скота отравление произошло вследствие употребления пшеничных отрубей и в основном проявилось в виде дистермического синдрома. Кроме того, случаи гангренозного эрготизма с потерей кончиков ушей и хвоста (рис. 20-21), вялостью (рис. 22) и повышенной возбудимостью (рис. 21) наблюдались у крупного рогатого скота, получавшего кукурузное сено, зараженное рожью, инфицированной C. purpurea (Riet-Correa et al., 2013). Также был описан тремор, который первоначально затрагивает шею и голову, а затем становится генерализованным, а также эписклеральный затек (рисунок 23) (Riet-Correa et al., 2013).

Рисунок 20. Потеря кончиков ушей.

Рисунок 21. Потеря кончика хвоста и повышенная возбудимость.

Рисунок 22. Вялость и потеря кончика хвоста.

Рисунок 23. Эписклеральный затек.
Заключение
Клинические симптомы микотоксинов у жвачных животных разнообразны и зависят от вида токсина, его концентрации и времени воздействия. Эти вещества могут нанести вред здоровью животных, вызывая нарушения обмена веществ, иммуносупрессию, повреждение печени, репродуктивные расстройства и неврологические эффекты. Раннее обнаружение и правильное обращение с загрязненными кормами имеют решающее значение для минимизации их воздействия и обеспечения благополучия животных и продуктивности скота.